Складные клеевые соединения используются в автомобильной промышленности для дополнительных деталей, таких как двери, передние или створчатые створки, а также крылья. Эта технология соединения обеспечивает механическое и химическое («гибридное») соединение конструкций, а также выполняет оптическую функцию, скрывая обрезанные края металлических листов. Задача производителей автомобилей заключается в сложной геометрии компонентов, в оптимальном заполнении в зоне выточки, в исключении воздуховодов и в достижении чистого, острого края применения.
При склеивании шва наружный и внутренний лист располагаются параллельно друг другу и соединяются вместе, так что наружный компонент охватывает внутренний. Перед тем как внешний лист сложен («обжат»), на его край наносится высокопрочный конструкционный клей, который заполняет складку после механического формования. Клей внутри сгиба удерживает внутреннюю и внешнюю части на месте, повышает безопасность при столкновении и защищает от коррозии. Насколько стабильным является соединение клееного шва в долгосрочной перспективе, во многом зависит от распределения клея в шве.
Картинная галерея
Установите складное клеевое соединение
При складывании на компонент действует сила, которая деформирует его и в то же время распределяет клей в области складывания. Выбор метода складывания зависит, помимо прочего, от размера и контура компонентов. Можно использовать столешницу, валик и пресс-складки.
Эпоксидные смолы, резиновые и двухкомпонентные (2-компонентные) клеи обычно используются для шва в конструкции кузова. Эпоксидные смолы, в частности, обладают высокой структурной прочностью, а также прилипают к смачиваемым маслом поверхностям без предварительной очистки. Это является преимуществом, поскольку многие компоненты при производстве смазаны маслом для защиты от коррозии. Кроме того, многие из сложенных адгезивов содержат части наполнителя, такие как маленькие стеклянные шарики, которые обеспечивают определенное расстояние между листами и улучшают механическое соединение, прокладывая себе путь в листы.
Нанести клей
Клей можно наносить вручную или полностью автоматически с помощью робота. При нанесении клея вручную подача материала в принципе напрямую связана с ручным аппликатором. Качество заказа вручную очень сильно зависит от опыта работника. Ручные приложения, как правило, находятся на этапах прототипа или в небольших сериях. Причины выбора таких решений - хорошая доступность, высокая гибкость и низкие инвестиционные затраты.
Более высокое качество и точность повторения, а также более короткое время цикла достигаются с помощью автоматических систем. Автоматическая клеевая система «тело в белом» обычно состоит из системы подачи материала, системы управления, дозирующего устройства и аппликатора. С помощью автоматизированных систем пользователь может точно установить параметры процесса, такие как объем клея или скорость нанесения материала.
Вихревое приложение особенно подходит
Различные виды заказов подходят для применения. В дополнение к обычным клеевым шарикам различного диаметра, так называемое вихревое нанесение также подходит для сгибания. В этом процессе клей наносится круговыми движениями, что обеспечивает особенно равномерное заполнение и распределение внутри сгиба, когда два листа соединены вместе.
Процесс Swirl также повышает гибкость при автоматическом нанесении клея. Хотя расстояние между аппликатором и компонентом в гусеничном ходу, как правило, должно соответствовать диаметру гусеницы, процесс завихрения допускает большие расстояния, которые могут достигать 50 мм. Изменение расстояния не влияет на изображение приложения. Это упрощает программирование роботов, обеспечивает более высокие скорости и облегчает доступ, особенно при сложной геометрии.
Равномерное распределение клея
В то же время, приложения Swirl предлагают распределение материала, оптимизированное для складывания: такое же количество материала распределяется равномерно по большей площади. Тем не менее, приложение является точным и четким. Это положительно влияет на прессование в процессе складывания. С помощью современных аппликаторов Swirl, ширина аппликации также может быть точно установлена. В местах, где требуется меньше материала, наносимый объем можно точно уменьшить, при этом качество заказа остается неизменно высоким. Это позволяет клеевому шву быть идеально адаптированным к геометрической форме фланца; Материальная утечка и переделки исключаются. В то же время расход клея падает.
В зависимости от требуемой скорости потока, вязкости клея или геометрии валика доступны различные аппликаторы. Аппликатор, который может производить различные виды бисера, - это, например, E-Swirl 2 AdX BIW от Atlas Copco. Он имеет регулируемый эксцентрик, который позволяет перейти от гусеницы к вихревому применению. Устройство предлагает пользователям три различных варианта нанесения клея: обычное нанесение валика, нанесение Swirl с постоянным диаметром и нанесение Swirl с ограничениями. Аппликатор также можно нагревать.
Дополнительная информация о типичных ошибках склеивания и их причинах
Качество складного клеевого соединения оказывает влияние на последующие процессы, такие как ванна KTL или окраска кузова. Общими дефектами являются утечка клея из зазора, извилистые узоры в (закаленном) материале и пузырьки ПВХ в шовном уплотнении.
Клей может вытечь, если во время сборки было нанесено слишком много материала, если положение гусеницы было неправильным или швы были неправильно сложены. Извивающийся материал имеет дополнительные петли и / или извилистый рисунок в затвердевшем клее. Это может иметь несколько причин:
- Пружинные назад / сдвиговые движения листов после складывания,
- нанесено слишком мало клея,
- слишком большое усилие при складывании и, следовательно, смещение клея или
- уровень масла в листах слишком высокий.
Если полости не заполнены надлежащим образом клеем, воздушные карманы и, как следствие, маленькие карманы могут привести к последующему тонкому уплотнению шва с помощью ПВХ. Этот воздух расширяется во время процесса отверждения, что приводит к так называемым пузырькам ПВХ. Пузырьки воздуха также могут присутствовать в еще не обработанном клеящем веществе, что приводит к перерывам в шве при нанесении.
Слишком большие допуски по толщине или геометрии листов могут снизить качество соединения шва.
Визуальный осмотр
Качество нанесения клея может контролироваться, среди прочего, с помощью систем визуального контроля, последовательно и непосредственно во время нанесения. Современные системы обычно контролируют ширину, положение и непрерывность клеевого шва. Интеллектуальные решения, которые Atlas Copco предлагает со своими системами нанесения и дозирования из линейки продуктов SCA, также имеют встроенную функцию ремонта гусеницы. Прерывание шва автоматически исправляется в том же цикле.
Более поздней разработкой является ультразвуковой контроль, при котором клеевое соединение проверяется неразрушающим образом по всему шву. Дефекты в материале отражают ультразвуковые импульсы, которые могут отображаться на мониторе. Это позволяет целевым образом отслеживать слабые места в процессе подачи заявки. (Qui)