Цвет до сих пор играл второстепенную роль в космическом путешествии. Это должно измениться. Интервью с Малерблаттом.
Нельзя отрицать, что цвет имеет большое значение для состояния человека. И все же область до сих пор почти не затрагивалась цветовыми схемами: космические капсулы, космические станции или так называемые места обитания Луны или Марса.
В принципе, есть три разных изображения космических станций: блестящие белые миры крутых научно-фантастических фильмов, темные, угрожающие и сбивающие с толку кинематографические миры или реальность МКС с хаотично расположенными кабелями, экспериментальным оборудованием и компьютерами всех видов. Цвета здесь в основном не хватает. Исследователи, безусловно, думают о стимулирующей и эмоциональной роли цвета в долгосрочных миссиях. Венский офис Liquifer также недавно представил прототип среды обитания SHEE, модульной станции для Луны или Марса.
Автор Малерблатта Армин Шарф говорил об этом с Барбарой Имхоф и Вальтраутом Хоэнедером.
Цветной дизайн интерьера космических кораблей или космических станций является проблемой вообще?
Барбара Имхоф: Некоторые астронавты удивляются, когда они впервые прибывают на Международную космическую станцию (МКС), потому что все так белое. Нерусская часть МКС в основном белая, отчетливо выделяются только синие ручки или крепления для ног и конструктивные алюминиевые конструкции так называемых стоек системы отделки. Это позволяет быстро найти ручки для захвата. Иногда вы также можете четко видеть узлы, окрашенные в розовый или синий цвета, то есть промежуточные элементы, соединяющие модули.
Единственные цветные модули МКС - это русские модули. Цветовая схема восходит к концепциям архитектора Галины Балашовой, которая разработала интерьеры для космической станции "Восход", "Союз", "Мир" и космического челнока "Буран". Цветовая схема МКС на основе «Мира» изменилась лишь незначительно и включает приглушенные цвета из синего, зеленого и желтого спектра. В проекте космической станции "Мир", выпущенном в 1980 году, Балашова оставила полы зелеными, а стены - желтыми. Некоторые элементы, такие как стол, где люди ели вместе, имеют приглушенный красный цвет. Хотя на космических станциях фактически нет верха или низа, нет стен и полов, была установлена система ориентации.
МКС сегодня: визуальный хаос свирепствует в результате новых экспериментов - ориентация и акценты обеспечиваются только «узлами», то есть соединительными элементами между модулями, здесь, в розовом цвете.
Фото: НАСА
Существуют ли какие-либо исследования или исследования влияния цветных интерьеров на состояние космонавтов при длительном пребывании в космосе?
Imhof: Лиссабонский архитектор Мария Жуан Дурао подробно проанализировал американскую программу Skylab. Стало ясно, что астронавты предпочитают лаконичные цвета, особенно для небольших объектов, плавающих в космосе, поскольку они были более узнаваемыми. Даже во времена Skylab астронавты сообщали, что цветовая монотонность, преобладающая в настоящее время в большинстве модулей на МКС, вызывает раздражение.
Мария Жуан Дурау - одна из немногих, кто занимается исследованиями в области восприятия цвета и пребывания на космических станциях. Он описывает, что цвет может визуально удерживать вместе группы конструктивных и пространственных элементов или что части, которые находятся в одной организационной единице, могут иметь сходные цвета.
В то же время цветное раздражение следует уменьшить. Например, с огнетушителями: если они почти всегда отмечены красным на Земле, они серые на борту космической станции. Для астронавтов, которые привыкли к красному коду, это затрудняет поиск огнетушителей в чрезвычайной ситуации.
Учебный модуль российской космической станции МИР демонстрирует цветовую концепцию Галины Балашовой.
Фото: Эльке Ветциг
Какие соображения вы учитывали при проектировании среды обитания SHEE? И какой там цвет?
Вальтраут Хоэнедер: Пол, стены и потолки сливаются благодаря закругленным углам модуля. Граница между краской пола и стен - это место, где начинаются вертикальные стены. Поднятый горизонт делает помещение более просторным, что подтверждается выбором цветов - белого для стен и потолка и светло-серого для пола. Светло-серый цвет пола легче чистить, положительное светлое впечатление сохраняется. Все цветные элементы оборудования, например, текстильные акустические элементы, могут быть выбраны в соответствии с требованиями и личными предпочтениями и заменены недорого. Гибкая цветовая концепция обеспечивает высокую степень индивидуальных вариантов дизайна, которая учитывает культурные и личные предпочтения при выборе цвета.
SHEE - это симуляционная среда обитания, которая будет использоваться для проверки будущих миссий на Луну или Марс.
Фото: Liquifer
Какие цвета вы считаете подходящими?
Хоэнедер: Выбор цвета зависит от личных предпочтений, а также от места применения. Для рабочих помещений обычно предпочтительнее разные цвета, чем для частных. Это также относится к яркости и интенсивности цвета. Когда дело дошло до оснащения SHEE, мы предполагали, что выбор цвета для личных комнат отдыха должен быть важнее, чем для общих помещений. Мы рассматриваем возможность выбора цветов в соответствии с личными потребностями и изменения их в зависимости от управления светом как существенные для среды обитания в космосе, потому что жители не могут просто сбежать, выходя из комнаты.
Как цвет может помочь с ориентацией в невесомости?
Хоэнедер: Модуль SHEE был разработан для исследования планет, где есть определенное количество силы тяжести. Верх и низ четко определены. Тем не менее, закругленные углы, которые вытекают из требований к дизайну покрытия среды обитания, могут ухудшить ориентацию, когда цвета являются однородными. Различные цвета для пола и стен противодействуют этому.
Imhof: в невесомости цвета на самом деле помогают с ориентацией. Например, на российской станции Салют-7 разные цвета были отмечены справа и слева.
Белые участки, как правило, считаются стерильными и имеют низкое раздражение. Используется ли цвет в качестве стимулятора?
Hoheneder: Длительное пребывание в тесных интерьерах резко снижает сенсорные стимулы. Возможности влияния на дизайн комнаты могут уменьшить этот дефицит, так как следует ожидать более позитивного сенсорного восприятия с самостоятельно выбранными цветами. Эффекты стимулирующих цветов уменьшаются с продолжительностью их присутствия. Вариации могут увеличить стимулирующее действие цветов. Как хорошо известно, эстетическое чувство, в свою очередь, формируется культурой, а эстетическое выражение подчеркивает сходство или отличие от других людей или культур. Чем больше возможностей для изменения, тем больше могут быть изменены отношения между пользователями. Эргономическая актуальность цветов тесно связана с выбором освещения.
В SHEE-Habitat цвет появляется на отдельных участках стены, даже больше в форме настраиваемых светлых цветов.
Фото: Liquifer
И какие материалы поверхности подходят?
Хоэнедер: На материалы в симуляционной среде SHEE распространяются строгие требования к совместимым с пространством материалам, которые требуют обширной сертификации. Независимо от этого важны такие свойства, как долговечность, гигиенические требования и низкая воспламеняемость. Кроме того, другие свойства материала играют роль в благополучии, но они могут быть в отличие от свойств, упомянутых выше. Например, мягкие текстильные материалы, которые часто используются для акустических элементов стен.
Что может способствовать свет, например, целевое использование различных световых настроений в зависимости от времени суток?
Хоэнедер: Свет оказывает сильное влияние на атмосферное воздействие цветов комнаты. Переменное освещение может изменять один и тот же цвет различными способами, это относится не только к цвету света, но также к интенсивности света и углу падения. Для SHEE-Habitat было выбрано очень гибкое базовое освещение, которое регулируется индивидуально и позволяет поворачивать или складывать осветительные приборы для изменения угла падения. Использование максимально нейтрального цвета света было подтверждено участником долгосрочного моделирования. Дополнительное акцентное освещение дополняет основное освещение.
Чтобы удовлетворить индивидуальные потребности в освещении в личных комнатах отступления, было разработано световое поле в форме окна, которое могло бы изменить цвет света или имитировать качество земного освещения с помощью персонального программирования.
Это важно для миссий, в которых течение дня на месте значительно отличается от ритма дня и ночи на Земле. Лунный день соответствует 14 земным дням, то же самое относится и к лунной ночи. Моделирование наземных дневных и ночных ритмов также должно оказать положительное влияние на благосостояние человека далеко в космосе.
Внешняя белая среда обитания SHEE транспортируется в сжатом состоянии, а затем разворачивается для использования. SHEE - это саморасширяющаяся среда обитания, которая служит для испытаний и предназначена для того, чтобы служить предшественником более крупной Марсовой базы 10. Эти места обитания предназначены для того, чтобы люди дольше оставались на Марсе или Луне. Проект ЕС SHEE разработан в рамках Венской группы компаний Liquifer, где основное внимание уделяется космической архитектуре.
www.liquifer.com
www.shee.eu
Источник: Малерблатт 07/2016, автор: Армин Шарф, фото: НАСА, Liquifer
Вы можете найти впечатления от этой внеземной темы в картинной галерее телескопа Хаббла.