Склеивание стало неотъемлемой частью строительства. Области применения варьируются от микроэлектроники с количеством клея в диапазоне от нескольких миллиграммов до медицинских применений, с которыми мы сталкиваемся каждый день, например, в стоматологии, до применений в энергетических технологиях, где требуется несколько сотен килограммов клея на деталь для склеивания лопастей ротора ветряных турбин. Даже современное автомобильное машиностроение было бы невозможно без склеивания. В частности, легкая конструкция, основанная на комбинации различных материалов и, следовательно, выполнении требований по сокращению выбросов CO 2 при одновременном поддержании стандартов безопасности и комфорта, не может быть достигнута без использования клеев.
Можем ли мы придерживаться или оно должно придерживаться?
Однако, несмотря на все разнообразие и очевидные преимущества приложения, авторы часто сталкиваются с предложением: «Можем ли мы придерживаться или мы должны сохранить это?» - скептицизм по отношению к этой технологии, очевидно, все еще велик. Негативные переживания, такие как повреждение клееного электродвигателя [2], недавно описанное в строительной практике, также могут сыграть здесь роль.
Картинная галерея
Исследование «Безопасная адгезия» [1], созданное Институтом естественных наук и медицины (NMI) в Тюбингенском университете, раскрывает еще один аспект. Опрос производителей, пользователей и поставщиков клеящего оборудования показал, что преимущества технологии склеивания общеизвестны и общеприняты, а также что склеивание часто не планируется последовательно, и процесс склеивания не везде осваивается безопасно. По оценкам экспертов, по меньшей мере, 90% случаев повреждения, которые в целом редки, связаны с ошибками нанесения, а не с неисправными клеями.
Адгезивная технология DIN 2304-1 - требования к качеству адгезивных процессов
Эта оценка подтверждается недавно опубликованным опросом [4] Isgatech GmbH среди 120 экспертов по адгезивной технологии. Результат: склеивание работает по сути, но пользователи часто все еще ищут правильное решение. Изменение этой жалобы стало основной мотивацией для создания адгезивной технологии DIN 2304-1, опубликованной в марте 2016 г. - Требования к качеству адгезивных процессов. Часть 1. Клей технологической цепочки [3], который определяет современное состояние для профессиональной реализации адгезивных технологических процессов., Поскольку не существует надежных методов неразрушающего контроля клеевых соединений, клеевое соединение в соответствии с ISO 9001: 1994 [5] является «особым процессом», что приводит к особым требованиям для технического и организационного обеспечения качества. Именно здесь вступает в действие стандарт DIN 2304-1: если дефекты не могут быть доказаны на 100% как неразрушающие в рамках контроля качества, их следует избегать! ISO 9001 предусматривает «обход» посредством технического и организационного обеспечения качества.
DIN 2304-1 - содействие целостному обеспечению качества
Стандарт DIN 2304-1, о котором уже упоминалось несколько раз, вытекает из директивы DVS 3310 и серии стандартов DIN 6701, которая устанавливается Федеральным управлением железных дорог с 2006 года для всех клеев в железнодорожном строительстве. Он конкретизирует требования ко всем связям по всей технологической цепочке для ориентированного на качество исполнения, которые в целом уже установлены в соответствии со стандартом DIN EN ISO 9001 для всех так называемых «специальных процессов». Указывает независимо для всех связей с основной функцией передачи нагрузки
- на деформационные и прочностные свойства клея
- от механизма затвердевания клея
- из отрасли, в которой или для которой изготавливается связанный композитный материал.
Стандарт в первую очередь предназначен для пользователей клеев. Однако это не относится к таким облигациям, которые уже регулируются другими признанными и проверенными правилами, нормами, стандартами или разрешениями.
DIN 2304-1 основан на подходе, основанном на оценке риска
Стандарт DIN 2304-1 основан на подходе, основанном на оценке риска, который уже требуется в ISO 9001. В начале планирования процесса адгезивной технологии клеевое соединение классифицируется в один из четырех классов безопасности S1 - S4. Классификация по смыслу стандарта обычно производится лицом, ответственным за компонент, с учетом последствий отказа функции передачи энергии. Другие требования, вытекающие из других нормативных актов, такие как возможная пригодность для пищевых продуктов, определенные противопожарные свойства или совместимость с рабочими и экологическими нормами, не принимаются во внимание при классификации в рамках настоящего стандарта.
В таблице 1 приведены критерии для классификации в одном из четырех классов безопасности, как это определено в DIN 2304-1. Классификация в классе безопасности должна быть тщательно продумана
- Тяжесть расстройства
- Вероятность появления
- Возможность (своевременного) обнаружения ошибки
с определенной степенью ловкости и здравого смысла.
Результат оценки безопасности также имеет смысл для усилий, необходимых для процесса склеивания, чем выше риск, тем шире требования DIN 2304-1. Если используется класс безопасности от S1 до S3, стандарт определяет минимальные требования, которые должны соблюдаться для соответствующих участков технологической цепочки. Если приемлемо обоснованная и задокументированная классификация приводит к классу безопасности S4, дальнейшие требования, вытекающие из DIN 2304-1, не должны выполняться.
Дополнительная тема на спорную тему - склеивание в промышленности
В конце 2016 года была опубликована статья Delo под названием «Вы можете клеить электродвигатели сегодня» (см. Специальный выпуск «Устойчивое строительство 2016»). Эта статья была прочитана тогдашним руководителем отдела разработки в Trumpf. Производитель станков считает, что в некоторых случаях склеивания недостаточно, и спрашивает о возможности реакции. Это было предоставлено после визита нашей редакции в Trumpf и окончательного изложения фактов. Так в консультации была создана статья «Склеивание: неадекватное», в которой производитель станков представил свои проблемы со склеенными шаговыми двигателями от Schneider Electric (см. Выпуск 1/2017). Описаны такие проблемы, как ослабление роторов, низкий момент отрыва новых двигателей и клей, который еще не затвердел после семи лет. Тем не менее, решения, такие как рябь вала позже, также были предложены. Хотя клей, используемый в шаговых двигателях, не был получен от Delo, эксперта по промышленному клею, производитель выразил свою солидарность и не хотел оставлять эти серьезные дефекты без комментариев. Вместе с нашей редакционной командой родилась идея «склеивания круглого стола», который показывает проблемы, ограничения, а также возможности склеивания. Всю длину круглого стола можно посмотреть в нашей медиатеке на Konstruktionspraxis.de: www.kurzlink.de/Roundtable-Klebenпроизводитель заявил о своей солидарности и не хотел оставлять эти серьезные недостатки без комментариев. Вместе с нашей редакционной командой родилась идея «склеивания круглого стола», который показывает проблемы, ограничения, а также возможности склеивания. Всю длину круглого стола можно посмотреть в нашей медиатеке на Konstruktionspraxis.de: www.kurzlink.de/Roundtable-Klebenпроизводитель заявил о своей солидарности и не хотел оставлять эти серьезные недостатки без комментариев. Вместе с нашей редакционной командой родилась идея «склеивания круглого стола», который показывает проблемы, ограничения, а также возможности склеивания. Всю длину круглого стола можно посмотреть в нашей медиатеке на Konstruktionspraxis.de: www.kurzlink.de/Roundtable-Kleben
Квалификация клеевых техников
Нет сомнений в том, что квалификация персонала, занимающегося клеевыми технологиями, в соответствии со «специальным процессом» сварки имеет большое значение. Этот факт также отражен в требованиях, вытекающих из DIN 2304-1. Стандарт различает исполнительный и надзорный персонал (KAP, адгезивный надзорный персонал) и предполагает, что оба доступны в соответствующей степени и в зависимости от класса безопасности. KAP, как центральная точка контакта для всех влияющих на качество факторов в цепочке процессов, то есть от планирования через закупки и производство до возможной переработки, имеет особое значение. Содержание соответствующих руководств Немецкой ассоциации сварочных технологий и смежных процессов (DVS), илиЕвропейский сварочный фонд (EWF). (Уд)
DIN 2304-1
Склеивание начинается перед склеиванием (часть II)
[1] Исследование по безопасному склеиванию, Институт естествознания и медицины (NMI) в Университете Тюбингена, 2015
[2] Вернер Эрленмейер, Вальтер Тиль, недостаточное склеивание, строительная практика 1.2017
[3] DIN 2304-1, технология адгезива. Требования к качеству адгезивных процессов. Часть 1. Адгезив для технологической цепи, DIN Немецкий институт стандартизации eV, Beuth Verlag, Берлин, 2016
[4] Dicht, 1.2017, опрос читателей на открытые темы по клеевым технологиям.
[5] DIN EN ISO 9001: 1994, системы менеджмента качества - модель для обеспечения качества / презентации качества при проектировании / разработке, производстве, сборке и обслуживании, DIN Немецкий институт стандартизации eV, Beuth Verlag, Берлин, 1994
[6] DIN EN ISO 9001: 2015, Системы менеджмента качества. Требования, DIN Немецкий институт стандартизации eV, Beuth Verlag, Берлин, 2015
* * Проф. Д-р Кристиан Дитрих - инженер по адгезиву (EAE), специализирующийся на технологии производства, технологии пластмасс и адгезивной технологии, факультет технологии производства и управления производством в Университете прикладных наук Ульма и доктор Хартвиг Лозе является владельцем доктора Hartwig Lohse eK в Брайтенберге