Снижение сопротивления трения на судах на основе модели кожи дельфина

Снижение сопротивления трения на судах на основе модели кожи дельфина
Снижение сопротивления трения на судах на основе модели кожи дельфина

Дельфины имеют гладкую кожу с толстым, гибким слоем бекона внизу. Эти особые свойства кожи приводят к значительному снижению сопротивления благодаря поддержанию ламинарного потока вдоль поверхности. Эффект основан на том факте, что мягкая поверхность ослабляет неизбежные волнообразные колебания потока - так называемые волны Толлмина-Шлихтинга, предвестники турбулентности - и таким образом задерживает переход от ламинарного к турбулентному потоку. Такая задержка желательна, потому что сопротивление трения ламинарного потока значительно меньше, чем у турбулентного состояния. Покрытия, уменьшающие сопротивление корпуса, интересны для транспортировки, поскольку снижение сопротивления судна значительно снижает расход топлива. С помощью моделирования ученые в настоящее время разрабатывают искусственную кожу дельфина для судов в рамках проекта «FLIPPER - Улучшение обтекания благодаря совместимому покрытию корпуса для улучшения характеристик судна», который финансируется Федеральным министерством экономики и энергетики. является.

Для разработки подходящего материала ученые из HSVA Hamburgische Schiffbau-Versuchsanstalt GmbH выполнили расчеты расхода для модели корабля длиной почти шесть метров. Они были подтверждены дополнительными расчетами в Техническом университете Гамбурга. Цель этих расчетов состояла в том, чтобы определить подходящие вязкоупругие параметры и толщину слоев для искусственной кожи дельфинов. В HSVA была использована механическая модель замены, которая имитирует гибкий слой жира и жесткий эпидермис дельфина с помощью пружин, амортизаторов и тонкой мембраны. Эта модель была связана с методом прогноза появления волн Толлмина-Шлихтинга. Параметры вязкоупругой модели теперь так долго менялисьпока не будет определено явное ослабление волн Толлмина-Шлихтинга. Согласно этим спецификациям на Fraunhofer IFAM был разработан гелеобразный эластичный полимер, который наносился слоями в несколько миллиметров в носовой части модели корабля. Наконец, тонкая, механически стабильная пленка сформировала прочный эпидермис.

Испытания показали снижение сопротивления до шести процентов по сравнению с окрашенным эталонным луком. Теоретический прогноз подтвердил, что трение вдоль кожи искусственного дельфина уменьшалось с увеличением толщины слоя; кроме того, было показано, что положительный эффект увеличивается с увеличением скорости, то есть с возрастающим турбулентным потоком. Следующая цель - сделать эту технологию пригодной для промышленного использования. (Qui)